главная страница
главная страница

Ранняя история Тибета - Оригинальные подарки и прикольные сувениры

Согласно тибетским анналам, первый тибетский царь правил с 127 года до н.э., но лишь в VII столетии нашей эры Тибет стал объединенным государством, которым правил царь Сонгцен Гампо и его наследники. В последующие три столетия Тибет был одним из самый могущественных государств Азии. В мирном соглашении, заключенном между Тибетом и Китаем в 821 году н.э., указывалась граница между двумя этими странами. Обе стороны торжественно поклялись, что "великая эпоха, когда тибетцы будут счастливы в Тибете, а китайцы будут счастливы в Китае" никогда не прекратится. Текст мирного договора на тибетском и на китайском языках был высечен на трех каменных колоннах. Одна из них была воздвигнута в Лхасе, где она стоит в настоящее время, вторая - на тибетско-китайской границе в Гунгу Меру, а третья - в китайской столице Чанг'ан.

Между X и XII веками Тибет распался на несколько провинций. Внимание Тибета было сфокусировано на Индии и Непале, сильное религиозное и культурное влияние которых породило духовный и интеллектуальный ренессанс. Краткая история В течение нескольких столетий Тибет, по сути дела, был закрыт для иностранцев. Это было вызвано не только труднодоступностью Тибета.

Во многом изоляция Тибета вызывалась политикой, как тибетских правителей, так и Китая. Лишь в 1984 году Тибет был открыт для посещения, и появилась реальная возможность посетить эту уникальную страну. И хотя тяжелые условия высокогорья предъявляют особые требования к желающим посетить Тибет, в последние годы поездки в Страну снегов (как иногда называют Тибет) стали довольно популярны среди любителей экзотики. На Тибетском нагорье находится один из пяти автономных районов Китая - Тибетский. Если следовать тибетской традиции, первое тибетское государство возникло в середине III века в долине реки Ярлунг. А в VII веке правитель это области Согзен Гампо (Sogtsen Gampo), объединил под своей властью весь Центральный Тибет и положил начало правлению династии Тубо. И Китай, и Непал вынуждены были налаживать с новым централизованным Тибетом добрососедские отношения, выдав замуж за Согзен Гампо своих принцесс, китайскую Венченг и непальскую Бхрикути. Обе принцессы сыграли видную роль в истории Тибета, именно они, по преданиям, убедили короля поддержать распространение в стране буддизма. Считается, что принцессы впоследствии воплотились в буддистских богинь, Белую и Зеленую Тару. Король Согзен Гампо перевел свой двор в Лхасу и с этого времени город стал духовным и мирским центром Буддистского королевства. В течение последующих двух столетий тибетское государство успешно развивалось распространив свое влияние на северные районы Пакистана, Непала и Индии. Правивший в 755 - 797 годах тибетский король Трисонгдэцэн успешно воевал с китайскими императорами и даже захватил в 783 году столицу Китая того времени Чангань.

Во время правления Тритцуг Детсен Ралпачена (817 - 836 гг.) между Тибетом и Китаем был заключен мирный договор, свидетельством чего является, сохранившиеся до настоящего времени каменная стела, установленная у монастыря Джокханг. Время от времени, у Тибетских монархов наблюдавших рост влияния буддистских наставников и монастырей, менялось отношение к буддизму, а с восхождением на трон короля Ландгдармы буддизм и его последователи стали преследоваться властью. После убийства буддистским монахом в 842 году короля Лангдармы, централизованное Тибетское государство распалось на многочисленные независимые княжества.

В течение 150 лет буддизм лишился поддержки и защиты и сохранялся в отдельных монастырях при поддержки нескольких знатных буддистских семей. Снова возрождать свое влияние в Тибете буддизм начал только в XI веке. Волна монгольских завоеваний под руководством Чингизхана докатилась до Тибета в 1239 году, когда монголы вторглись в Тибет, разорили многие монастыри и даже захватили Лхасу. Пришедший к власти в 1350 году монах Чангчуб Гьялтсен, ликвидировал остатки монгольского влияния на Тибет, чему способствовало и падение в Китае монгольской императорской династии Юань. В дальнейшем, в Тибете продолжает возрастать влияние религиозных лидеров, быстро растет количество монастырей. В конце XIV - начале XV века особенно влиятельной становится буддистская секта Гэлуг-Ба (Истинная), монахи которой во время религиозных церемоний носят желтые головные уборы. Третий руководитель ордена Сонам Гьятсо (1543 - 1588 гг.) уже приобрел такую известность, что монгольский правитель Алтын Хан встретившись с ним в 1578 году присвоил духовному руководителю ордена титул Та-Ле (Далай), что означает "океан" или "океан мудрости". После смерти Далай Ламы Сонам Гьятсо в 1588 году, IV Далай Ламой стал правнук Алтын Хана. Объединение Тибета под управлением Далай Ламы, совмещающего светскую и духовную власть завершилась к 1656 году при V Далай Ламе. Выбор VI Далай-Ламы затянулся, а когда он был сделан то оказался кране неудачным и VI Далай Лама нечем позитивным себя не прославил и умер 1705 году. Долгое время Тибет подвергался набегам различных внешних врагов, стал протекторатом Цинской империи Китая. VII Далай Лама правил до 1757 года. В последующие 120 лет сменилось 12 Далай Лам, но многие из них умерли до наступления совершеннолетия и фактически не возглавляли власть в стране. На пороге XIX и XX веков в борьбе за расширения влияния на Тибет начали сталкиваться интересы России и Великобритании. В частности, посланцы России находились в окружении XII Далай Ламы, а правительство Николая II принимало Тибетские делегации в 1898, 1900 и 1901 году. В 1903 году Великобритания начала войну с Тибетом и в 1904 году захватили Лхасу, вынудив тибетское правительтсво подписать договор, предоставлявший Великобритании существенные льготы в Тибете. Вторжение маньчжуров в Тибет в 1910 году вынудило Далай Ламу искать убежище под защитой Английской администранции в Индии. Синьхайская революция 1911 года в Китае, дала возможность изгнать из Тибета цинские китайские войска, и 13 Далай Лама в январе 1913 года вернулся в Лхасу.

В течение более 30 лет Тибет фактически был независимым, до присоединения Тибета к КНР в 1951 году. В 1950 году был провозглашен XIV Далай Лама, которому на этот момент исполнилось 15 лет. С 1950 года Далай Лама находится в иммиграции, в городе Дхармсала (Индия).

Военная история Тибета

Цяны - общие предки тибетско-бирманских народов - во II тысячелетии до н.э. занимали территорию современной китайской провинции Шэньси и были главными соперниками предков китайцев - иньцев. В войнах с древними китайцами цяны постепенно оттеснялись на запад, юго-запад и юго-восток вплоть до территории современной Мьянмы. В период правления в Китае династии Хань (206г. до н.э. - 220г. н.э.) в районе озера Куку-Нор сложился союз западно-цянских племен - си цян. В результате войн с ханьцами часть западных цянов была оттеснена на юг, на территорию современной провинции Сычуань.

В начале IV века земли, прилегающие к Куку-Нору были захвачены сяньбийцами, которые основали здесь свое государство Тугухунь. Цяны, которые не подчинились сяньбийцам, переселились южнее, в горные районы Амдо (нынешний северо-восточный Тибет) и в западные районы Сычуани.

В IV-V веках из этих цянов выделились данчаны и дансяны.

Ок.600г. - появление и подъем туфаней (тибетцев).

620-650 - правление первого из тибетских "царей Дхармы" - Сронцзангампо, который впоследствии стал считаться вополщением покровителя Тибета - бодхисаттвы Авалокитешвары. Он произвел ряд опустошительных набегов в соседние страны, на короткий срок завоевал Нижнюю Бирму и основал свою столицу в Лхасе. Сронцзангампо взял в жены двух принцесс - дочь царя Непала и дочь китайского императора.

663-683 - война с Китаем.

741-747 - в союзе с арабами тибетцы воюют против китайского полководца Гао Сяньчжи в Средней Азии.

755-797 - воспользовавшись гражданской войной в Китае, тибетцы разграбили и захватили китайскую столицы Чанъань (763г.).

Начало 840-х - царь Ралпачан, ярый буддист, был убит своими сановниками, продолжавшими покровительствовать религии бон. На тибетский престол вступил брат Ралпачана - Лангдарма, начавший гонения на буддизм. Лангдарма был убит буддийским монахом по имени Палдорже. После его убийства началась борьба за власть, кровопролитные междоусобицы и смуты, приведшие к распаду Тибетского царства на отдельные феодальные владения.

848 - армия китайской династии Тан изгнала тибетцев из провинции Ганьсу.

1002 - Цзицянь, основавший государство тангутов ("Западное Ся"), разгромил тибетцев князя Фаньлочжи, однако в результате контрудара Фаньлочжи Цзицянь был ранен и умер.

1035 - Юаньхао (император Западного Ся) вторгся в северный Тибет во владения Цзюэсыло, и осадил цзонг (замок) Яка (китайское название - Маонючэн). Тибетский полководец Анцзыло перекрыл все дороги в Си Ся. Юаньхао был вынужден пробиваться обратно, и его войско было сильно потреплено отрядами Анцзыло при переправе через реку Цзунхэ.

1239 - монгольское завоевание Тибета. В течение XV-XVI веков в Тибете неуклонно растет влияние созданной Цзонкхапой буддийской школы Гелуг-па ("школа монастыря Гэ"), крепло и ее политическое влияние. Гелугпинцы постепенно создали мощную сеть монастырей-дацанов, в которых проживало до нескольких десятков тысяч монахов.

К началу XVII века школа Гелуг-па превратилась в силу, доминировавшую как в духовной, так и в политической жизни Тибета. После распространения буддизма в Монголии внук монгольского Алтан-хана станосится Далай-ламой IV.

Позднее в 1640 году монгольский правитель Гуши-хан вторгся в Тибет, оказав большую помощь Далай-ламе V в укреплении власти последнего в масштабе всего Тибета. При Далай-ламе V Великом Нгаван Лобсан Гьяцо (1617-1682) Гелуг-па становится доминирующей школой тибетского буддизма, объединившей под властью своих иерархов практически весь Тибет. Независимость сохранили лишь некоторые князья - например, королевство Бутан.

1700 - китайцы оккупировали район между Китаем и Тибетом; маньчжурский правитель Китая опасался роста в Тибете влияния монголов-элеутов (джунгаров).

1705 - китайское вторжение в Тибет. Китайцы назначили нового Далай-ламу.

1716-1718 - интервенция джунгаров в Тибет. 6-тысячное войско вторглось в Тибет, чтобы вмешаться в спор о преемнике Далай-ламы. Они захватили Лхасу и заключили в тюрьму Далай-ламу, разбили шедшие на помощь последнему маньчжурские войска.

1720 - маньчжурские армии входят в Тибет из Ганьсу и Сычуани, разбивают джунгаров и заставляют их покинуть Тибет.

1727-1728 - гражданская война в Тибете. Китайская армия восстанавливает порядок. Далай-лама был изгнан и отсутствовал в Тибете в течении семи лет.

1747-1749 - новое восстание в Тибете жестоко подавлено маньчжурами.

Конец XVIII века - тибетско-непальская война.

Середина XIX века - тибетско-непальская война.

1903-1904 - британская интервенция. Англия предприняла военную экспедицию в Тибет во главе с полковником Янгхазбэндом. После протеста России Англия вывела войска из Тибета.

1910 - попытка Цинского правительства свергнуть Далай-ламу; Китай вводит войска в Тибет.

1913 - после Синьхайской революции в Китае Далай-лама XIII фактически провозгласил независимость Тибета, утвердив тибетский национальный флаг. На конференции в Симле (1913-1914), в которой участвовали представители Англии, Тибета и Китая, Тибет был признан независимым государством, но представитель Китайской республики отказался подписать протоколы конференции.

1950 - правительство Китайской Народной Республики вводит в Тибет войска под предлогом его "освобождения". Совет Безопасности ООН отказался рассматривать протест Тибета против действий КНР, определенных правительством Далай-ламы XIV как агрессия, в связи с неясностью международного статуса Тибета.

1959 - восстание в области Кхам, подавленное китайскими властями. Далай-лама бежит в Индию.

Флаг Тибета Тибетский национальный флаг рождён историей страны и царских родословных Тибета, имеющих тысячелетнюю давность. В 820 году тибетского летоисчисления (VII век н. э.) во времена великого тибетского царя Сонцзен Гонпо обширные земли Тибета были поделены на большие и малые провинции, именуемые "гёки тондэ" и "юнги мидэ". Эти большие и малые провинции выставили армию в 2860000 солдат для охраны границ страны — и подданные стали жить в безопасности. Записано, что в те времена отряд из Ё-ру имел военный стяг с парой снежных львов, смотрящих друг на друга. На стяге Я-ру мэ был снежный лев и яркий бордюр вверху; на стяге Цанг рулао снежный лев прыгал к небу; на стяге Ю-руто было белое пламя на красном фоне и так далее.

Отряды разных провинций имели свои собственные военные штандарты. В продолжение этой традиции, вплоть до ХХ века у различных частей тибетской армии были военные флаги либо с парой снежных львов идущих навстречу друг другу, либо со снежным львом на задних лапах и т.п.

В первой трети ХХ века Далай-лама XIII, выдающийся духовный и светский правитель Тибета, ввел много административных изменений, соответствующих принятым международным нормам. Основываясь на облике существовавших тибетских военных флагов, Его Святейшество разработал современный тибетский государственный флаг. На официальной церемонии он объявил, что отныне всеми тибетскими армейскими подразделениями будет использоваться единый стандартный флаг. Так был введен флаг Тибета.

Цветовая схема тибетского национального флага ясно отражает как основные особенности географии Тибета — "Страны снегов", так и обычаи тибетского общества и традиции тибетской системы государственного устройства.

Историческая наука знает Тибет как одну из древнейших наций мира. И во всех трёх главных провинциях Тибета, независимо от общественного положения и взглядов, все тибетцы чтят этот национальный флаг, унаследованный от наших предков как общее бесценное достояние. Объяснение символики тибетского национального флага. Величественная и прекрасная снежная гора в центре символизирует великий Тибет — страну, окруженную снежными горами. Шесть красных лучей света в небе символизируют шесть изначальных тибетских народностей — племён Се, Му, Донг, Тонг, Дру и Ра. Чередование красных лучей народностей и темно-голубого неба символизирует совершенства добродетельного поведения для охраны и защиты духовной и светской власти двумя божествами-охранителями, (красным и чёрно-синим), издревле покровительствовавшими Тибету. Лучи света, исходящие от солнца, поднимающегося над вершиной снежной горы символизируют как весь народ Тибета наслаждается в равной степени светом свободы, духовного и мирского счастья и процветания. Грозные позы пары бесстрашных снежных львов, лица которых отмечены пятью особыми чертами, символизируют полную победу деяний правительства, объединяющего духовные и мирские силы. Трёхцветная драгоценность, прекрасная и блистающая светом, символизирует Прибежище всего тибетского народа — Будду, Учение и Общину. Поддерживаемая снежными львами двухцветная драгоценность вихрей благодати символизирует соблюдение нравственных принципов в соответствии с возвышенными традициями, представленными в первую очередь десятью божественными добродетелями и шестнадцатью людскими моральными правилами. Жёлтый бордюр флага символизирует процветание и рост во всех временах и направлениях учения Будды, подобного чистому золоту.